Последнее время модно обсуждать менеджмент. Корректен ли термин, должен ли менеджер быть хорошим специалистом, неизбежная ли это ветка развития… Мне захотелось рассказать о своём взгляде на менеджмент. И для этого мне придётся сначала рассказать свою историю: как получилось, что я называю себя менеджером?
Как всё это было
В 2005-м я была рядовым тестировщиком, которому не нравилось, как построены процессы в команде. Команда была аутсорсинговая, главная задача была «оприходовать бюджет». Задачи были интересные и сложные, но окружение, атмосфера не способствовали мотивации. В один прекрасный день я опоздала на работу из-за того, что возила котёнка к ветеринару. Моё объяснение руководителя не удовлетворило, и я услышала фразу «мне пофиг на твоих котят, почему автотесты не были запущены вовремя?».
На самом деле, я думаю, это правильный подход. Работа — это работа, а всё, что вне её — это проблемы сотрудника, а не компании. И ценности сотрудника — это только его ценности, их руководитель разделять не обязан. Но понимать, признавать их, как мне кажется, должен. Поэтому очень скоро я начала искать работу.
В процессе поиска у меня сформировалась уверенность: я хочу руководить тестированием в продуктовой компании. Я хочу влиять на результат, я готова к этой ответственности. (Вспоминать об этом ощущении так же страшно, как вспоминать первые дни за рулём ). Поиски шли не долго, у меня появилась пара предложений, в каждом были приблизительно схожие условия: приходи, бери ответственность, справишься — сделаем боссом. Так я попала в компанию, продающую софт госструктурам на стандартных в этой сфере условиях (везёт, да?).
Команда состояла из двух человек, писать про которых я ничего не буду по соображениям личной тайны, врядли это будет этично. В тот момент мне казалось важнее всего правильно организовать процесс, поэтому я рванула в автоматизацию, подняла нормальный баг-трекер, тестлинк, и с головй окунулась в технические задачи. Руководитель разработки похвалил меня «наконец-то у нас появились качественные дефекты», гендир хмыкнул и сделал меня боссом. Вот так, легко и просто, я получила, что хотела.
Первой реакцией, как это ни странно, была паника. Хороший опытный друг, который был за пару лет до этого моим руководителем, посоветовал подборку литературы. Привёз пакет с десятком книг и сказал «читай все». Я читала. Все. Внимательно. Я тренировалась на кошках, я составила карту мотиваторов мамы, я пересобеседовала всех друзей, стараясь использовать хитрые техники. Это было круто, но мне это не помогло: в течение двух месяцев оба сотрудника «моей» команды благополучно сбежали. У них были какие-то готовые ответы на вопрос «почему ты уходишь?», но я до сих пор уверена, что истинной причиной была я. Epic Fail.
Дальше был поиск сотрудников (тут-то отработка на друзьях и пригодилась!), работа за троих, круглосуточные внедрения проектов. Это было интересно, с новой командой мы хорошо сработались, но мне захотелось ещё раз поменять место работы, только на этот раз — настоящий продукт, за который платят только тогда, когда он работает. Так я пришла в Acronis.
Акронис — единственная компания, в которой я проработала больше двух лет. Я попала в момент становления процессов разработки и тестирования, активно в нём участвовала. Моя команда успела вырости с трёх до сорока человек, и каждый день, даже содержавший громкие ссоры с руководителем разработки, я вспоминаю с теплом. Я сталкивалась с безумно интересными задачами, проблемами, но основные воспоминания касаются команды. Некоторые из ребят, пришедших ко мне на роль junior tester’ов, сейчас руководят тестированием в известных компаниях. На один из дней рождений команда подарила мне вот такую толстовку (моя должность официально именовалась LEAD QA):
До сих пор одеваю её прохладными осенними вечерами
А дальше началось самое интересное — свой бизнес. И тут понимание роли менеджера «слегка» изменилось. Одно дело — работа руководителем в крупной, финансово устойчивой компании, и совсем другое — инвестиции в собственные разработки на грани бутстреппинга. Но и здесь мне очень повезло с командой. Моя помощница тоже подарила мне майку, и даже утверждает, что до этого не видела толстовку:
Если кто-то что-то скажет про грамматику — дам в глаз!!
А ещё, недавно был Undev. В этой компании я успела сделать далеко не всё, что хотела, хотя и верю в то, что у ребят всё замечательно получится. К сожалению, времени на совмещение работы и бизнеса, как оказалось, у меня нет Зато, я собрала просто умопомрачительную команду, в успех которой верю но сто процентов: ребята настолько разные, настолько самостоятельные, креативные, и настолько дополняют друг друга!
p.s. Если б вы мне тоже майку подарили, цены б вам не было!
И чо?
Сейчас у меня небольшая, но гордая команда, разрабатывающая качественные и достойные продукты. В наш безграничный успех я тоже верю! И мне кажется, что сейчас я готова ответить на вопрос «что такое менеджмент»?
Менеджмент — это искусство достигать целей, делая при этом счастливыми окружающих людей. Являясь частью команды, не пытаясь быть «лучше» или «круче» или что угодно ещё. Принимать людей такими, какие они есть, не пытаясь никого изменить, «исправить». Все мы «с тараканами», и в них наша сила!
Ни в коем случае нельзя считать, что менеджмент (управление, главконструкторство и т.д.) — это выполнение каких-то действий. «Настоящий менеджер должен делать то-то и то-то»… Забудьте об этом! Менеджмент — это не действия, а результат! А какие результаты у менеджера? Достижение бизнес-целей компании и счастье команды.
Что для этого должен делать менеджер? Какие знания и навыки ему требуются? Как он должен это делать? А какая разница?
p.p.s. на правах рекламы: в андеве сейчас вакансии есть, ну очень интересные