М-да, дедлайн по челленджу поджимает
Сегодня давайте поговорим про коммуникации: как мы можем их улучшать, нужно ли это делать, и какие навыки и книги нам в этом помогут.
Стандартный и логичный вопрос, который я ожидаю: а нафига? Я и так нормально разговариваю на своём языке, вот уже последние лет этак N (подставьте свой возраст). Логично, но как всегда, есть «но»:
- Мы всегда можем сделать что-то лучше. Вы можете говорить, что вас всё устраивает, но лично для меня это стагнация. Чем чаще вас что-то устраивает, тем меньше вы развиваетесь.
- Если говорить про коммуникации, то это основа основ нашей работы. Пусть вы рядовой тестировщик, или РМ, или ТМ, или кто угодно ещё. Пусть вы сидите за рабочим столом под лестницей и ни с кем устно не общаетесь. Вы всё равно коммуницируете, и результаты вашей работы напрямую зависят от того, насколько эффективно вы это делаете!
И если говорить про навыки коммуникации, то я бы разделила их на фундаментальные и декоративные.
Фундамент — это цель общения, формат общения, заинтересованность, возможность понимания собеседника, навыки подстройки.
Декоративная штукатурка — это формулировки. Умение что-то правильно высказать, проманипулировать человеком, убедить в своей точке зрения.
Значение декоративных навыков, на мой взгляд, сильно преувеличено. Истинная цель коммуникации — не убедить, а прийти к искреннему консенсусу. И об этом аж целых 2 книги из сегодняшнего обзора:
12/52: Рон Макмиллан: Трудные диалоги. Что и как говорить, когда ставки высоки
По названию может показаться, что эта книга — о том, как формулировать свои мысли. Но к счастью, книга значительно шире по содержанию, и очень мне понравилась. В ней рассматриваются базовые аспекты коммуникаций:
- с какими целями и задачами мы начинаем диалог?
- какие у нас бывают инстинктивные реакции при общении?
- как люди проявляют свои эмоции при общении?
- как мы очень часто придумываем себе истории, додумываем, заменяя настоящие факты?
В конечном счёте, эта книга повествует о том, как лучше договариваться и как лучше понимать друг друга, а не навязывать свою точку зрения. Мне понравилось! Оценка 8/10
13/52 Бен Бенджамин: Совсем другой разговор! Как перевести любую дискуссию в конструктивное русло
Это была бы хорошая статья. Но на статье много денег не заработать, так что ребята написали целую книгу. В ней они рассказывают несколько достаточно интересных вещей, например, про лечение инсультов и процесс воспитания привычек. Про коммуникации тоже есть немножко: о неудачных приёмах «да, но», о проявлении агрессии и непрерывных жалоб. Единственная понравившаяся мне глава, по которой я долго обдумывала собственное поведение — глава про чтение мыслей других людей, коррелирующая с главой о придумывании историй вместо фактов из предыдущей книги.
В общем, долго писать про эту книгу не хочется — слишком мало полезной информации, слишком много место на описание упражнений из серии «сядь с другом и поспорь в формате «да, но»" Может, в тренингах это и рабочие упражнения, но для книги — не верится.
Оценка 4/10
14/52: Джин Желязны: Говори на языке диаграмм. Пособие по визуальным коммуникациям
Это очень, очень узкоспецифичная книга для тех, кто делает много отчётов или презентаций, и хочет рисовать правильные графики. Я таких делаю не много, но продумываю, как сделать более наглядными отчёты и дашборд в ситечке, из-за этого и прочитала.
В ней очень мало текста, и очень много диаграмм. С объяснениями, почему так лучше, чем иначе, какие преимущества, какую одну мысль доносит та или иная диаграмма, и т.д. Ничего про рюшечки и оформление: только про непосредственно донесение мыслей, и преподнесение диаграмм таким образом, чтобы они подтверждали именно то, что вы хотите.
Полезная книжка, но наверное у неё очень мало потенциальных читателей Зато я 100% буду её перелистывать при написании ТЗ на наши графики!
Оценка: 7/10