Subject:

Как правильно подготовиться к докладу?

Issue ID #047 

Reported at 11.10.2011

Reported byNatalya Rukol

Этой осенью нас ждут 2 сногсшибательные конференции: проходящая в онлайн-формате конфетка и проходящая в Москве SQA Days 10.

Обе конференции старались пригласить как можно больше начинающих докладчиков: хочется свежей информации, новых взглядов. В общем, «молодую кровь». Именно поэтому в числе докладчиков много опытных специалистов, с колоссальным объёмом знаний в своей области, но без обширного опыта публичных выступлений. Эту задачу организаторы конференций тоже решили: со всеми участниками работают, помогают, проводятся репетиции.

Но всё равно, самое главное – это самостоятельная подготовка. Здесь я хочу рассказать о своей (а точнее, на 90% стыренной у ведущего специалиста по теме – Радислава Гандапаса) модели подготовки к публичным выступлениям, которая очень даже успешна (все докладчики казанской SQA Days, которым я помогала в подготовке, получили наивысшие оценки!)

Итак, как готовиться к публичным выступлениям? Давайте разработаем пошаговую систему подготовки.

1. Определите цель доклада

«Я хочу выступить на SQA Days, чтобы попасть туда на халяву, или чтобы попиарить себя, или чтобы отомстить Васе, который 15 лет назад в 7-м классе сказал, что я плохо выступаю, или ещё что-нибудь» — это ваша цель на участие. Но это не цель доклада! Зачем ваш доклад слушателям? Есть несколько основных вариантов:

  • Показать инструменты, решения, техники и т.д., которые можно применить: «Вы не знаете, как это делать? Я покажу!»
  • Мотивировать: «Раньше вы это не использовали, а я покажу вам как это круто, и вы захотите тоже так сделать!»
  • Комбинация из 1го и 2го пунктов

Иногда, к сожалению, бывают и другие варианты: пофилософствовать, рассказать о своём ни для кого не интересном опыте и т.д. Чётко определите, что вы хотите предоставить слушателям: либо они узнают о чём-то новом и интересном, либо вы расскажете как делать что-то, что для них уже интересно (но пока неизвестно как), либо и то и другое вместе.
Конкретизируйте на своём примере. Что должно быть в голове участников, выходящих с вашего доклада? Забудьте про «уау, какой он крутой чувак, здорово зажёг!» — это реакция на 10 минут. Настоящая реакция – это когда человек после конференции выйдет на работу и решит что-то сделать по-другому, лучше, правильнее!

Чему именно он должен научиться, что именно решиться сделать? Выпишите это на бумажке. Нет-нет, я не шучу, всё запишите: что будут думать слушатели и что они сделают в течение недели на работе?
Если вы не сделаете этот простой момент, провал доклада обеспечен.

2. Определите целевую аудиторию

Вы можете очень здорово рассказывать тестировщикам про менеджмент: классно, практично, мотивационно. Но им это не в тему! Вы можете рассказывать менеджерам про автоматизацию под никсами, но они пришли слушать про организацию автоматизации! Ни в коем случае не пишите «рекламных тезисов», чтобы на ваш доклад пришли все-все-все. Опишите точно, кому и в чём поможет доклад (конечно, рассчитанные на широкую аудиторию доклады тоже бывают). И укажите это обязательно в тезисах, иначе слушателей будет много, но многим рассказанное окажется ненужным, непонятным или неинтересным.

3. Начните репетировать

Да-да. Вы ждёте, что я скажу «нарисуйте майнд-мап, красивые слайды, продумайте текст»… ЭТО ОШИБКА, КОТОРУЮ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ НАДО ДЕЛАТЬ!
А теперь объясню понятнее, почему:

1) В режиме живого общения и режиме писанины у нас задействованы разные системы восприятия. Если вы начнёте с писанины, а потом перенесёте её в устные слова, то слушатели не поймут вас ушами. То, что вы будете говорить, не будет похоже на живую речь. Таких примеров на конференциях – половина!
2) Наш мозг состоит из гипотоламуса (отвечает за физиологию, несколько процентов), мозга млекопитающих (назовём его упрощённо подсознанием, ~90%) и кора головного мозга (ещё пара процентов). Так вот, когда вы осознанно продумываете, как что лучше сделать, вы используете пару процентов коры головного мозга. Хотите результаты лучше? Учитесь использовать на 90% больше своего серого вещества, о том как это сделать – ниже.

Итак, мы начинаем репетицию. Расскажите доклад кошке, рыбкам, монитору, ковру или настенным часам. Представьте, что там ваша аудитория, и в путь. Вам НЕ понравится результат, сколь хорошим он бы ни был – не расстраивайтесь, это нормально. Отрепетировали? Замечательно, забудьте о докладе до следующего дня.
На следующий день повторите! Можете поменять объект, которому рассказываете ;)

И так – несколько раз, как минимум от трёх до пяти. Что важного происходит в таких репетициях:

1) Вы что-то придумываете на ходу, и живая речь помогает преподносить это понятно.
2) Что-то теряется между репетициями. Вы только-только придумали что-то, а вдруг оно потерялось. Значит, туда и дорога!
3) Появляются новые идеи. Новые фразы, слова, речевые обороты, целые пункты рассказа.

Откуда это всё берётся? Это работают ваши 90%. Они включаются только в одном условии: вы ВООБЩЕ не думаете о теме доклада. Помните, как Менделеев придумал таблицу? Видимо, изначально ему снились далеко не химические элементы :)

Итак, репетиции и репетиции. УСТНО. И НИЧЕГО НИКУДА НЕ ЗАПИСЫВАЯ. И один раз – с группой поддержки, которая сможет высказать обратную связь. Группу поддержки выбирайте не занудную, потому что 50 комментариев «что не так» вам не помогут – нужно максимум 5-7, остальное исправить невозможно :)

Уже что-то записывали? Выкиньте бумажки, удалите файлы. Вам захочется их ещё открыть, поэтому чтобы не искушать себя – выбросьте их!!! Раскройте все свои ресурсы!

Кстати, в реальной жизни доклад будет приблизительно в полтора-два раза дольше, чем репетиция, учитывайте это.

4. Создайте карту

Карта (mind-map) – отличный способ представления вашего выступления. Он позволяет сделать СТРУКТУРУ. Чёткость структуры ОЧЕНЬ И ОЧЕНЬ важна, поэтому уделите ей достаточно времени. И делайте её только ПОСЛЕ проведения как минимум 4-5 репетиций.

Что обязательно должно быть в этой структуре:

1) Вводное слово: что, зачем и кому вы хотите рассказывать? Подготовьте аудиторию, объясните, о чём вообще будет речь на докладе. Идеально, если вы расскажете план выступления: сначала это, потом это… Подготовленным слушателям значительно удобнее воспринимать информацию!
2) Рассказ о докладчике. Ну вот почему вас кто-то должен слушать, а?
3) Иерархия доклада. Что и где рассказывать. В идеале, каждый пункт плана будет слайдом. План может быть иерархичным (цели автоматизации, потом 10 инструментов, потом 4 правила выбора инструментов, и т.д.) или линейным (10 советов художника, или 15 ошибок менеджера и т.д.). Иерархия должна быть чёткой и понятной.
4) Финальное слово. Подведём итоги? Скомбинируем элементы рассказа в одно целое? Подбодрим слушателей?

Карту надо создавать приблизительно за 3-4 недели (максимум!) до выступления и после 4-5 (минимум!) репетиций.

5. Сделайте презентацию

Презентация служит нескольким целям:

1) Вести вас во время доклада по плану. Чтобы чёткая структура (которая очень помогает восприятию!) сохранилась, и вы не терялись в последовательности рассказа.
2) Иллюстрировать рассказанное участникам (графики, картинки, эмоции, код, примеры, интерфейсы и т.д.)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НЕ СЛУЖИТ ЦЕЛИ РАССКАЗАТЬ ЧТО-ТО ЗА ВАС, ИНАЧЕ ВЫ НА ДОКЛАДЕ БУДЕТЕ НЕ НУЖНЫ. Поэтому убирайте из неё лишний текст, оставляйте только то, что помогает пунктам 1 и 2.
Минимальные законы презентации:

1) Симпатично и все слайды в одном стиле
2) Наглядно и крупно (вы учтите, что смотреть будут издалека!)
3) Чёрным по белому (если только не уверены в том, что на месте проведения будет идеальное профессиональное оборудование и не яркий свет)
4) С картинками и иллюстрациями
5) С буллитами! (ну или нумерованными списками)

6. Ну и последний пункт – проведите отличное выступление!

Если вы честно и качественно сделали первые 5 пунктов, то на 6-м проблем не будет. Чтобы всё прошло совсем отлично – тройка небольших советов:

1) Чтобы не было технических неурядиц, используйте максимально стандартные шрифты, формат файла с презентацией, держите при себе копию на флэшке.
2) Если почувствуете, что нервничаете, знайте: это к лучшему! Благодаря этому доклад будет динамичнее, ярче, живее. Я не провожу тренинги часто, потому что при регулярном проведении страх проходит, и тренинги становятся унылыми. Кто хочет слушать уныльцев? Никто! Так что бойтесь, это к лучшему :)
3) От страха мы начинаем говорить быстрее, и можем слишком быстро «доложиться», или просто разговаривать невнятно. Чтобы этого не произошло, тоже есть простой и давно испробованный совет: проснувшись утром в день конференции, поставьте перед собой установку «я – мальчик даун». И всячески копируйте соответствующую манеру общения, растягивая слова и говоря медленно, с паузами. Если не поленитесь это делать (а это не просто!! Особенно сложно с утра купить сигареты – проверено ;) ), то к презентации вы «затормозитесь», от страха ускоритесь, а суммарно будете говорить нормально.

Итак, кажется, на этом всё. 6 простых пунктов с простыми советами – и успех отличного доклада обеспечен. Конечно, от его наполнения (той информации, которую вы несёте), зависит очень многое, и как бы отлично вы не выступали, пустой и неинтересный доклад всё равно не спасти. Но и с отличным наполнением и плохим выступлением не лучше – вас никто не поймёт, сказанное не оценят, и ничего хорошего из доклада, опять же, не выйдет.

Поэтому:

  • Расскажите самое лучшее и полезное, не жадничайте
  • Подготовьтесь хорошенько, не экономьте время

Ваши затраты окупятся в тот самый момент, когда вы услышите довольные аплодисменты – а инвестиции вы соберёте в виде отличных отзывов, слов похвалы и интересных вопросов «в кулуарах».

Ни пуха!

  • http://twitter.com/BarbaricQA Sergey Atroschenkov

    Наталья, что за гендерные наезды?:)
    «поставьте перед собой установку «я – мальчик даун»»

    • http://natalyarukol.ru Natalya Rukol

      хи-хи :) )) спасибо, улыбнуло :)

  • Radilova

    1. Показать инструменты, решения, техники и т.д., которые можно применить: «Вы не знаете, как это делать? Я покажу!»
    2. Мотивировать: «Раньше вы это не использовали, а я покажу вам как это круто, и вы захотите тоже так сделать!»
    3. Комбинация из 1го и 2го пунктов
    ——————————————————-

    Наталья, Вы уверены что это про доклад на конференции?
    Безусловно — да, если рассчитывать на аудиторию начинающих тестировщиков.
    Но конференция-то вроде не только на начинающих рассчитана. Разве нет?

    • http://natalyarukol.ru Natalya Rukol

      Эм… не поняла связи описанного с квалификацией слушателей. Новичкам можно рассказать про классы и границы, не совсем новичкам про allpairs, опытным технарям про оптимизацию работы LR с базой данных, а менеджерам — про техники подбора…

      Что *нельзя* в рамках моей схемы рассказать опытным сотрудникам и как правильно им что-то рассказывать?

      • Radilova

        Я не про схему подготовки к докладу.
        Я про вот это:
        «Но это не цель доклада! Зачем ваш доклад слушателям? Есть несколько основных вариантов:

        Показать инструменты, решения, техники и т.д., которые можно применить: «Вы не знаете, как это делать? Я покажу!»
        Мотивировать: «Раньше вы это не использовали, а я покажу вам как это круто, и вы захотите тоже так сделать!»
        Комбинация из 1го и 2го пунктов
        »
        Мое замечание качалось ЦЕЛИ доклада на КОНФЕРЕНЦИИ.
        Здесь же цели скорее каких-то обучающих лекций-семинаров и тыпы. Если основная цель конференции — обучение участников, то тогда цели доклада вполне подходят.
        Только мне казалось, что конференция это нечто большее, чем «обучательная» площадка.
        Т.е. вот доклад о том, что есть allpairs с примером типа кофемашина — это обучающий материал. И тут мотивация необходима. Слушатель про allpairs слегка слышал, применять знаний не хватает….
        А вот доклад «Специфика allpairs при тестировании интернет-магазина» с анализом (!! обязательно свои мысли! на базе своего опыта ) достоинств — это для конференции.
        Что есть allpairs с примером типа кофемашина он уж дааавно прочитал. Или где на тренинге послушал.
        А тут мотивация — без разницы. У слушателя уже есть наработанный набор техник и методик. Он готов внедрять новые. Причем — предварительно оценив — а оно ему надо? Может, под специфику его проектов
        allpairs совсем не то. И ему важно мнение, опыт, оценка специалиста.

        По поводу схемы подготовки.
        При возможности — записать доклад на видео со звуком.
        А потом — просмотреть-прослушать. Ибо — всякие классические огрехи публичных выступлений («маятник», размахивания руками или наоборо — зажатость рук, эканье-меканье, слова- паразиты ) будут самому видны. И будет понятно, что стоит отработать.
        )))) Наталья….))))

        • http://natalyarukol.ru Natalya Rukol

          Всё равно пока что не поняла отличия. Рассказ про сферический опыт в вакууме врядли кому-то полезен, по крайней мере я терпеть не могу доклады, после которых я выхожу с мыслью «о да, прикольно, только что мне с этой хренью делать?»

          Если рассказать про опыт внедрения паирвайза так, чтобы участники мотивировались попробовать — это мой п.2

          Если рассказать так, чтобы они поняли, как это делать — это мой п.1

          А какие ещё есть варианты, кроме «узнать как» и «захотеть попробовать»?

          Ну вот рассказал человек про свой опыт. Слушателю на конференции было полезно, но результат не соответствует пунктам 1 и 2 — тогда что это за другой пункт? Объясните мне понятно, пожалуйста :)

          • Radilova

            ))) попробую.
            п.1 и п.2 работает, когда конференция — «обучательная площадка». Т.е. доклад для обучения.
            Рассмотрим ситуацию, когда конференция это не только «обучательная площадка». Т.е. доклад слушают опытные тестировщики. Рассматриваем цели в п.1 и в п.2.
            1. «Показать инструменты, решения, техники и т.д., которые можно применить: «Вы не знаете, как это делать? Я покажу!»».

            Опытный тестировщик УЖЕ знаком с инструментами и техниками. Он знает по статьям, семинарам, курсам — как их применять (и не только на примерах кофе-машины, лифта и солонки). Он УЖЕ выбрал и УЖЕ работает с определенными инструментами и техниками. Он знает — КАК применять.
            Ему интересен анализ инструмента при применении в различных проектах. Личный опыт и мнение докладчика типа — вот применил технику ХХХ для тестировании проекта (что-то о проекте), удачно — то и то, неудачно то и то.
            Т.е. п.1 — для опытного не работает. Не надо ему показывать. Ему анализ и опыт других нужен.

            п.2 Мотивация «захотеть попробовать» — уф….. опытный займется сбором чужого опыта (см. п.1), вообще всей информации, займется анализом , сравнением. И будет принимать решение обдуманно и взвешенно — применять эту технику или нет?
            Так что п. 2 для опытного тоже не работает.
            Еще раз.
            п.1 и п.2 для опытного не работают.
            Чтобы зацепить опытного — нужно другое. Что?
            ))) нуу….. это вроде на форуме ветка была. Может с привлечением форумского разума обсудить?

          • http://natalyarukol.ru Natalya Rukol

            Я чувствую себя попугайчиком, который повторяет одну и ту же фразу :) Но повторю ещё раз: что получают опытные участники, прослушав доклады о чужом опыте? Какой результат посещения такого доклада?

          • Radilova

            ))) ага. Аналогично! Я лично — какаду себя чувствую)))
            Я пытаюсь объяснить — что п.1 и п.2. не работают длы опытных слушателей, и им нужно что-то другое.

            Что получат? Знания, которые позволят им анализировать техники/методики для применения их у себя в проекте.
            Толчок новым идеям (своим).

            Может на форме продолжим? А то там маловато пишущих! Мне, честно говоря, интересно мнение форумского сообщества.

          • http://natalyarukol.ru Natalya Rukol

            Давай на форуме, а то здесь уже и сообщения по ширине не влазят :) )

            Создашь тему?

          • Radilova

            Наташ, создавай сама пожалуйста…
            ))) я так сходу даже и не знаю — куда в форум приткнуть.

            ))) Про стартапы тож хорошо бы в форуме — занятная же тема!

  • Ziniya-ahmetzyanova

    я всё смогу я всё с умею,тем более с такими замечательными советами!!спасибо!!!!

  • http://twitter.com/HunterBugs Bugs Hunter

    Спасибо за советы! Благодаря им отлично подготовилась к докладу :)

  • Pingback: Как подготовиться к выступлению @ Роман Твердохлебов. Персональный блог тестировщика и автоматизатора.

Social Widgets powered by AB-WebLog.com.