Subject:

План действий тест-менеджера

Issue ID #037 

Reported at 29.08.2011

Reported byNatalya Rukol

Меня иногда (скажу честно: часто) спрашивают новоиспечённые тест-менеджеры «что нужно сделать, чтобы всё было хорошо?». И я каждый раз пытаюсь понять контекст и дать максимально подходящие советы. Наконец-то я решила подробно описать список действий, чек-лист, по которому вы можете оценить статус текущего тест-процесса и наметить план действий.

Итак, что должен сделать тест-менеджер, чтобы всё было хорошо?

1. Определить цели тестирования

Этот пункт может звучать глупо и банально, но только не для тех, кто давно в тестировании. Давайте подумаем, как и почему обычно создаётся отдел тестирования?

  • «Потому что в других компаниях он есть»
  • «Потому что у нас продукты некачественные»
  • «Потому что сейчас у нас всё плохо, а надо сделать всё хорошо»

Увы и ах, ни один из этих вариантов ответа не помогает понять, что действительно от нас требуется, и как это лучше всего сделать. Поэтому, первоочередная задача тест-менеджера — выяснить, что требуется, и под ожидания заказчика, руководства, РМов и других участников наладить наиболее подходящий процесс.

2. Наладить процесс

Скриптовое или исследовательское тестирование? Формальный или неформальный подход? Автоматизация или ручное? Модульное или системное? Каковы процедуры приёмки сборки, выпуска релиза, принятия решений? Как тестировать требования, с кем согласовывать тесты, как заводить дефекты?

Когда мы говорим о процессе, очень важно понимать 2 момента:

  • Не бывает «хороших» процессов, есть подходящие и неподходящие
  • Определение процесса — это не формализация и не бюрократия. В любом случае процесс у вас каким-то будет, выбор лишь в следующем: будет он структурированным и результативным, или «как получится».

3.  Спланировать тестирование

В тестировании много особенностей, и планирование — один из наиболее ярких примеров. Стандартные модели планирования «не работают», потому что планы в тестировании — уравнения с множеством неизвестных. Какова дата выпуска рабочей сборки? Сколько итераций необходимо провести для стабилизации продукта? К сожалению, эти параметры от нас не зависят, и нам необходимо под них подстраиваться. В чём же тогда заключается планирование?

  • Определение стратегии действий, выбор подхода
  • Оценка трудозатрат, чаще всего — на основании метрик предыдущих релизов
  • Создание тех самых уравнений с неизвестными, на основании которых можно легко в режиме реального времени отслеживать дедлайны в тестировании
  • Приоритезация: тестов, задач, функционала. Вероятность того, что вы что-то не успеете, стремится к 100%, и далеко не всегда в этом есть ваша вина. Заранее определите приоритеты, чтобы вы успели самое главное, а не «что получится».

4. Учитесь работать с командой

Вообще, этот пункт смело можно считать вторым. В первую очередь важны цели и критерии успешности, во вторую — команда. Вы можете обманывать себя и считать, что это вы тут главный по тестированию, но на самом деле важнее всего ваша команда. Исходя из ваших целей и планов вы должны чётко понимать, какие сотрудники вам нужны. Что дальше?

  • Надо убедиться, что подходящие люди у вас есть. Если нет — надо искать. Если руководство против расширения — значит, вы что-то неправильно сделали на этапе планирования. Грамотное стратегическое планирование с учётом рисков — залог комфортного общения с руководством :)
  • По каждому сотруднику необходимо узнать,  что его мотивирует, зачем он каждый день ходит на работу, почему он старается выполнять её хорошо. «Тебе за это деньги платят» — это не ответ! Деньги — побочный эффект, если верить Андрюше. А я ему в этом пункте верю :)
  • Каждому сотруднику надо ставить задачи именно так, как ему комфортно. Да-да, у каждого менеджера есть свой «уникальный стиль, бла-бла-бла». Но это вам надо уметь работать с сотрудниками, а не им с вами!

5. Определить метрики эффективности и регулярно их собирать

Вот вы работаете-работаете, делаете мир лучше — а как понять, что он правда стал лучше? Насколько эффективны ваши действия? Конечно, можно завязать глаза и  понадеяться на «авось», это очень по-русски, но не очень эффективно. Если вы не будете оценивать успешность тестирования, то вы будете удалены от реалий жизни.

А как понять, какие метрики необходимы и как их собирать? Есть распространённый подход «узнать, какие метрики возможны, и начать их собирать». Занятие весёлое, но не самое осмысленное. Если вы чётко определили цели тестирования, если у вас есть конкретные задачи, если в стратегическом планировании вы поставили перед собой настоящие измеримые цели, то вопрос с метриками переходит в разряд технических задач. Если вы не знаете, какие метрики вам нужны — значит, вы не знаете, что вы вообще делаете и зачем!

Подведём итоги

Ответьте (вдумчиво и честно!) на следующие вопросы и посчитайте количество ответов «Да» и «Нет»:

  • У вас есть точные измеримые цели тестирования (на релиз, на проект, на год)?
  • Ваши цели согласованы с руководством и другими участниками проекта?
  • Вы определили процесс работы, который одинаково трактуется всеми участниками вашей команды? Ваш процесс избавляет вас от необходимости регулярно решать проблемы и «тушить пожары»?
  • Вы можете без запинки объяснить, зачем на проекте те или иные действия? Почему тесты создаются именно так, как они создаются? Почему автоматизации именно столько, сколько её есть?
  • Вы знаете, какие проблемы в тестировании беспокоят ваших коллег, разработчиков, РМов, аналитиков? Вы уже согласовали пути их решения?
  • У вас есть план на проект, детализированный хотя бы на ближайший месяц? В планах вы анализируете все возможные риски и разбираете с командой пути их решения?
  • Вы уверены, что ваша команда приведёт вас к достижению всех поставленных целей?
  • Вы регулярно общаетесь с сотрудниками и точно знаете их ожидания, стремления? Вы выявляете таланты и особенности ваших сотрудников, ищете для них наиболее подходящие задачи, регулярно даёте им обратную связь?
  • Вы анализируете проблемы? Вы знаете причины пропущенных багов, сорванных сроков?
  • Вы знаете текущий статус по всем задачам и можете однозначно определить статус тестирования: успеваете вы или нет, всё правильно делаете или нет?
  • Вы можете оценивать эффективность тестирования, у вас есть согласованные метрики, для достижения которых вы определяете конкретные задачи?

Посчитаем?

Если у вас нет ответов «Нет», поздравляю! Диагноз: вы — Наталья Руколь :)

У вас 1-2 ответ «Нет»? Супер, вы видете, над чем работать!

У вас 3 и больше ответов «Нет»? Пора паниковать и строить планы «новой жизни с понедельника». Берём все вышеописанные пункты и поштучно решаем до тех пор, пока на все вопросы не сможете смело и с гордостью ответить «ДА!».

  • Nikolay Georgievskiy

    Эм, добавлю… ответив да на все вопросы, можно будет сказать «я Наталья Руколь» и после этого заняться исправлением и совершенствованием того что из вас получилось :)

    На этом новом вам нужно будет поподробней изучить отчёты и рекомендации по тест менеджменту от других авторов, иногда менее популярных и мало известных на просторах нашей родины в силу языквого и ментального барьера.

    Также стоит поизучать существующие стандарты и практики.

    Если вы ещё не Наталья, но уже достаточно смелы, можете сразу начинать с этих пунктов.

    • Аноним

      Николай, а можно поконкретнее? Что за необходимые стандарты и практики?

  • Andrii Dzynia

    Первый вариант ответа улыбнул :)

  • Guest

    в чём существенное отличие тест-плана в Scrum-режиме?

    • http://natalyarukol.ru Natalya Rukol

      существенных нет: делаем на каждую итерацию глобальный перечень задач со сроками, рисками, дедлайнами и стратегией, чаще всего на 3-недельную итерацию одной страницы вполне достаточно

  • Pingback: The Elder Scrolls Online Power Leveling

  • Pingback: ドラゴンネストゴールド

  • Pingback: AION 育成代行

  • Pingback: FF11 RMT

  • Pingback: archeage 育成代行

Social Widgets powered by AB-WebLog.com.