Subject:

Самолёты всегда вылетают позже графика

Issue ID #011 

Reported at 23.02.2011

Reported byNatalya Rukol

Я последнее время часто летаю туда-сюда, и сделала интересное наблюдение:

Вылеты самолётов почти всегда задерживаются.

И это только первое из интересных наблюдений. Второе касается меня самой: я знаю, что они вечно задерживаются, но планирую исходя из того, что они будут вовремя.

В очередной раз находясь на грани эпик фейла с планами, я подумала, что мне это очень напоминает ИТ-проекты. Все обещают какие-то даты, и не чувствуют за них ответственность: срывать сроки считается нормальным. И мы полагаемся на чужие обещания сроков, зная, что если из-за этого произойдёт срыв — виноваты не мы. Замкнутый круг.

Срывать сроки нормально!

Я всегда и везде опаздываю. А моя мама никогда не опаздывает. Она — единственный человек, на встречи с которым я почти не опаздываю. Потому что знаю, что для неё это ненормально, неприемлемо… Но все остальные опаздывают — и это норма!

В разработке софта, в тестировании — то же самое. С какой лёгкостью мы говорим «я сделаю это до конца недели», даже не взвесив задачу, и не осознав, что она на месяц минимум? Как легко мы полагаемся на сроки, предоставленные сотрудниками и командами, которые всегда «факапят»? Мы знаем, что в этот раз ничего не изменится, но почему-то надеемся на лучшее.

Почему?

Да потому что так проще! Зачем детально планировать? Зачем оценивать риски? Давайте пообещаем невыполнимое, а вот если не успеем, тогда уже будем придумывать отмазки. PMBok советует на каждом уровне менеджмента добавлять 30% к планам, а это значит, что если у вас есть руководитель отдела, руководитель проекта, техдир и гендир, то последний получает 285% от первоначальных трудозатрат. Кто-то это использует? Врядли, всем страшно: «это слишком долго!». Но в результате всё равно не получается быстрее, зачем самообман?

И главное — что я наблюдаю повторение этого однозначно неэффективного поведения из раза в раз, причём у очень умных, талантливых людей.

Пример опять же самолётной тематики: Новосибирск, неделю назад. Объявляют посадку на мой рейс. Я знаю, что сейчас будет очередь, потом ожидание в автобусе, поэтому не тороплюсь. Доделываю свои задачи на ноуте, выключаю, иду курить. По прошествии 10 минут слышу объявление, что посадка на мой рейс завершена. Паника! Лечу на посадку, и вижу, что я не одинока. «Добрая» тётенька, проверяющая билеты, объясняет запыхавшимся и нервозно выглядящим пассажирам: «на предыдущее объявление никто не среагировал, а иначе я бы вас всех не собрала так быстро!».

Получается, единственный способ сделать что-то вовремя — неоправданно сильно сократить сроки? Или всё не так плохо, как мне кажется? Может, кто-то всё-таки уделяет достаточно времени планированию и анализу рисков (по версии опять же PMBoK, этап планирования и анализа рисков должен составлять около 30% длительности проекта!)?

Мне интересно, кто может похвастаться попаданием в сроки хотя бы в 90% случаев? Если не рассматривать исполнительские нанотаски, а говорить про задачи хотя бы от человеко-месяца?

И ещё интересно, не является ли это особенностью менталитета СССР, с программами-минимум и -максимум? Потому что мой опыт с американскими коллегами в большинстве своём был исключительным: всё чётко, продуманно, вовремя…

Пожалуйста, поделитесь своими наблюдениями: насколько эффективно планирование работ в вашей компании? Какой процент проектов сдаётся вовремя, а если не вовремя — то почему?

Вы хотите купить/продать (подержанный|б у) или новый fdnj? Не хотите тратить впустую много времени, блуждая по десяткам онлайн-авто-рынкам. Тогда Наш сервис для Вас! Наш авто рынок предлагает Вам купить или продать (подержанный|б у|) автомобиль во всех крупных городах. Наши подержанные авто ждут своих новых владельцев, решивших продать автомобиль выгодно, и в кратчайшие сроки. Если вы хотите купить авто, но новый автомобиль вашей мечты вам дорого, авторынок предлагает подержанные автомобили по вполне дешевым ценам. Мы предлагаем Вам подержанные авто (подержанные автомобили), что не означает значит, что у нас вы сможете купить плохое авто. Подержанные авто всегда имеет низкую цену. Автобазар — уникальный портал подержанных fdnj. Желаете купить или продать (подержанный|б у|) авто ? Теперь Вам не нужно обходить каждый автобазар, не нужно ехать на авторынок. Просто посещайте наш авто-базар. Теперь купля fdnj стала быстрее и проще — добавляйте выбранные авто в Портфель для удобства по желанию. Обратите внимание на возможность искать одновременно несколько марок автомобиля, выбирать по регионах, в которых продается автомолбиль. Желаете продать (подержанный|б у) , новый авто? Хотите чтобы Ваше объявление было на нашем автобазаре ? Ускорьте продажу автомобиля, сделав его VIP с помощью SMS.
  • Сергей Высоцкий

    24 спринта из 25. Как-то так пока. На все 80 спринтов проекта хуже картинка, но в основном потому что в начале с оценками был полный швах и никто не понимал что происходит. Сейчас как часы работаем.

  • Unick

    Я всегда беру запас по времени на реализацию задачи. И в 90% случаев выполняю задачу раньше срока. При этом всегда есть в запасе время на непредвиденные ситуации. Но если во время выполнения задачи оказывается, что заказчик досыпал «фич», то сразу предупреждаю, что сроки не гарантирую.

  • Фрося

    И ещё интересно, не является ли это особенностью менталитета СССР, с программами-минимум и -максимум? Потому что мой опыт с американскими коллегами в большинстве своём был исключительным: всё чётко, продуманно, вовремя…)))))

    Насчет американцев. По опыту работу с их блоком — крайне медленное исправление выявленных ошибок в софте.
    Вплоть до — «а это пущай так и НЕ работает. Ничего страшного — для мексиканцы и без этого функционала проживут!!!»
    Т.е. — ощущений затягивания работы. Причем уход какого-то менеджера — вообще затормозило все.
    Так что — опыт у всех разный…

    Опыт планирования в СССР?
    Затянутость в начале. К концу сроков — «докидка» людей и ресурсов, чтоб вытащить.

  • Tatiana

    Я, наверное, как твоя мама: для меня неприемлемы всякие опоздания )) Поэтому когда мы работали по Agile для меня любое невыполнение какой-нибудь фичи к концу спринта было страшной головной болью: я ужасно нервничала, хотя и отдавала себе отчет в том, что не стоит так близко принимать это к сердцу. Тем более, что для всех остальных (как ты и написала) такое опоздание было нормой.
    Сейчас мы работаем по Canban и я все равно нервничаю, потому что у нас нет четких сроков завершения фич ))) Я привыкла все планировать и успевать. А тут — неизвестно что, и как его запланировать? ))
    Ну или просто я нервная такая…. )))
    Планирование лично в нашей компании я считаю несовершенным по такой причине: фичи планируются в «идеальных днях». Т.е. 1 поинт — это 1 идеальный день или 8 идеальных часов. Тогда как всем известно, что если человек полностью посвящает работе 6 часов из 8 — это уже мегакруто. Поэтому у нас есть фича на 1 идеальный день, которая в итоге выполняется 2, а то и три обычных дня.
    Когда я оцениваю свою тестерскую работу, то втихаря беру не (1 идеальный день», а 2-3 нормальных дня. Поэтому по оценке у меня всегда выходит больше, чем у программистов, а в процессе разработки — столько же или меньше.
    Извините за многабукаф )))

  • Сергей Высоцкий

    Для этого в том же scrum существует такая штука как фокус фактор.

  • Ilya

    Необходимость придерживаться сроков и точность оценки важны только если дата релиза является фиксированным критерием, т.е. важны для бизнеса, но тогда скорее всего есть возможность менять другие критерии, например бюджет.
    Кроме того, оценка это всегда вероятность, т.е. не фиксированная дата, а интервал.
    @Tatiana, такой подход может очень негативно сказаться на проекте, особенно если Вы работаете на проектах для внешнего заказчика и он решит посмотреть более внимательно на Ваши оценки. В результате может быть серьезная потеря доверия между командами. Лучше научиться более достоверно оценивать, хотя это и не просто :)

  • Tatiana

    2Сергей Высоцкий:
    В Канбане, например, такой штуки как фокус-фактор, нет. Потому что там фактически итераций нет. Все по желанию. В scrum есть, согласна. Но опять же — если его правильно использовать. )))

    2Ilya:
    У нас высокая степень доверия с заказчиком, наверное, это нас спасало до сих пор. ))) Он вообще не касается непосредственно процесса производства (планирования, оценивания, документирования, заведения багов, etc.) Его интересует только конечный результат.
    Про достоверную оценку — согласна. Но это очень долгий процесс. Например, у нас один программист ставил всем задачам один поинт сложности (даже если ее делать месяца полтора), отучили его это делать только через полгода. Что же говорить про целую команду программистов? )))
    Плюс ко всему: оценка — это очень субьективно….

  • Сергей Высоцкий

    Мне кажется обсуждать случаи неправильного использования чего-либо как минимум странно. Если неправильно использовать календарь и часы, то с оценками любыми вообще будет ужас-ужас.
    Ну и оценка она конечно субъективная, но мы вроде взрослые люди и умеем оценивать свои силы и способности. То есть можем оценить сколько времени займет та или иная задача + заложиться на риски.

  • http://autobazar.biz.ua auto-ru

    Хороший пост, кстати где взять Ваш шаблон? Заранее спасибо!

  • Natalya Rukol

    Это не шаблон :) Это мой личный дезигн :)

  • Влад

    А разве можно на 100 процентов планировать «музу» своей творческой деятельности.
    Сроки определяются, чтобы как-то планировать и дисциплинировать процесс.

    Ну а самолёты могут задерживаться по разным обстоятельствам и часто это не человеческий фактор. Природа сильнее человека!

  • evarveSkeld

    Очень познавательный пост!

  • http://www.facebook.com/Vipos Vitalik Osadchyj

    думаю, в работе с клиентами, может быть консалтинг, финансовый, страховой, медицинский, планирование не только нужно, а как следствие — отсеивает не ликвидных клиентов, то есть тех, которые не могут быть прогнозированы на успешное сотрудничество, потому что пунктуальность присущее только для нужных людей в этом плане, это мой дезинг, я сам работал в сфере консалтинга, и у меня из-за как раз плохого планирования ничего не вышло. А сфера ИТ — так отсрочка — это норма, это вызвано чуть ли не случайно инкрементированным числом причин, у каждого разные, у каждого с разным связанные, у меня например — берусь за все и быстро, когда начинаю разбирать — еще много чего не знаю, надо доучивать, но не это ли двигатель саморазвития личности?! спорно конечно же, но в университете деньги не зарабатываются, и реальные проблемы не поднимаются, что бы заработать те самые деньги…

  • Pingback: Внутри Льюина Дэвиса смотреть онлайн РІ хорошем качестве шмя

  • Pingback: Несносный дед смотреть онлайн РґР—Рђ

Social Widgets powered by AB-WebLog.com.