Я последнее время часто летаю туда-сюда, и сделала интересное наблюдение:
Вылеты самолётов почти всегда задерживаются.
И это только первое из интересных наблюдений. Второе касается меня самой: я знаю, что они вечно задерживаются, но планирую исходя из того, что они будут вовремя.
В очередной раз находясь на грани эпик фейла с планами, я подумала, что мне это очень напоминает ИТ-проекты. Все обещают какие-то даты, и не чувствуют за них ответственность: срывать сроки считается нормальным. И мы полагаемся на чужие обещания сроков, зная, что если из-за этого произойдёт срыв — виноваты не мы. Замкнутый круг.
Срывать сроки нормально!
Я всегда и везде опаздываю. А моя мама никогда не опаздывает. Она — единственный человек, на встречи с которым я почти не опаздываю. Потому что знаю, что для неё это ненормально, неприемлемо… Но все остальные опаздывают — и это норма!
В разработке софта, в тестировании — то же самое. С какой лёгкостью мы говорим «я сделаю это до конца недели», даже не взвесив задачу, и не осознав, что она на месяц минимум? Как легко мы полагаемся на сроки, предоставленные сотрудниками и командами, которые всегда «факапят»? Мы знаем, что в этот раз ничего не изменится, но почему-то надеемся на лучшее.
Почему?
Да потому что так проще! Зачем детально планировать? Зачем оценивать риски? Давайте пообещаем невыполнимое, а вот если не успеем, тогда уже будем придумывать отмазки. PMBok советует на каждом уровне менеджмента добавлять 30% к планам, а это значит, что если у вас есть руководитель отдела, руководитель проекта, техдир и гендир, то последний получает 285% от первоначальных трудозатрат. Кто-то это использует? Врядли, всем страшно: «это слишком долго!». Но в результате всё равно не получается быстрее, зачем самообман?
И главное — что я наблюдаю повторение этого однозначно неэффективного поведения из раза в раз, причём у очень умных, талантливых людей.
Пример опять же самолётной тематики: Новосибирск, неделю назад. Объявляют посадку на мой рейс. Я знаю, что сейчас будет очередь, потом ожидание в автобусе, поэтому не тороплюсь. Доделываю свои задачи на ноуте, выключаю, иду курить. По прошествии 10 минут слышу объявление, что посадка на мой рейс завершена. Паника! Лечу на посадку, и вижу, что я не одинока. «Добрая» тётенька, проверяющая билеты, объясняет запыхавшимся и нервозно выглядящим пассажирам: «на предыдущее объявление никто не среагировал, а иначе я бы вас всех не собрала так быстро!».
Получается, единственный способ сделать что-то вовремя — неоправданно сильно сократить сроки? Или всё не так плохо, как мне кажется? Может, кто-то всё-таки уделяет достаточно времени планированию и анализу рисков (по версии опять же PMBoK, этап планирования и анализа рисков должен составлять около 30% длительности проекта!)?
Мне интересно, кто может похвастаться попаданием в сроки хотя бы в 90% случаев? Если не рассматривать исполнительские нанотаски, а говорить про задачи хотя бы от человеко-месяца?
И ещё интересно, не является ли это особенностью менталитета СССР, с программами-минимум и -максимум? Потому что мой опыт с американскими коллегами в большинстве своём был исключительным: всё чётко, продуманно, вовремя…
Пожалуйста, поделитесь своими наблюдениями: насколько эффективно планирование работ в вашей компании? Какой процент проектов сдаётся вовремя, а если не вовремя — то почему?
Pingback: Внутри Льюина Дэвиса смотреть онлайн в хорошем качестве шмя
Pingback: Несносный дед смотреть онлайн дЗА