Subject:

Ответственность тестировщика

Issue ID #106 

Reported at 05.06.2013

Reported byNatalya Rukol

Project Управление собой

Severity Critical 

Tags

В соответствии с проповедуемой мной религией, одно из самых главных качеств в тестировании — ответственность. Но не всегда понятно  - а что такое ответственность? И что делать, если «мне её не дают»? Не буду делиться банальностями, просто расскажу несколько историй из своего опыта.

История 1: как исправлялись баги

У нас есть внутренний проект. С одной стороны, мы его очень любим. С другой стороны, на нём тренируются начинающие тестировщики. Пришли, потестировали его, пошли во «взрослую жизнь». И мне такой подход всегда казался правильным: у людей свежий взгляд на продукт, багов больше, все счастливы. При этом, времени на исправление ошибок всегда не хватает, всегда хочется выпустить побыстрее новую версию, поэтому количество ошибок в баг-трекере росло и росло…

И вот, на проекте новый тестировщик. Точнее, Она. Кажется, что всё хорошо, несколько недель тестирования, вроде как баги заводятся… Захожу в баг-трекер, а открытых ошибок стало на 100 штук меньше!

Как это могло произойти? Почему не заводятся новые баги? Это была моя первая реакция. Дальше, конечно, экстренно захотелось поисследовать причины. Оказалось, что Она пересмотрела все старые баги, по некоторым выяснила у программистов, что мешает исправлению. Предоставила нужную информацию, всячески помогла. 2 недели — минус 100 открытых ошибок.

Конечно, нести ответственность за качество продукта значительно сложнее, чем просто искать ошибки…

История 2: доклады и их слушатели

На последней SQA Days меня удивил доклад Ани и Игоря про риски. Причём не сам доклад, а слушатели. Докладчики рассказали, как можно бороться с рисками, как их учитывать… И тут — секция вопросов! Звучали они примерно так:

  • А что, если у меня слишком мало времени?
  • А что, если проект большой?
  • А если руководство не идёт на контакт, требований нет, планов нет?

Найти отмазки — просто, зачем для этого ходить на конференции?

Там же, на моём докладе про юзабилити, у меня позже спросили: «Нет доступа к целевой аудитории, с кем и как общаться? Пишем игры.» Ребята, алё! На текущем курсе по юзабилити одна из учениц вышла на целевую аудиторию, учитывая, что продукт — для китайских ядерных станций!

История 3: как водят чемпионы России

К огромному счастью, мне довелось знать чемпионов России по ралли и кольцевым гонкам. Угадайте, как они ездят по дорогам общественного пользования? Все просто: они НИКОГДА не будут ехать быстрее 90-100 в тёмное время суток, и они никогда не ездят в левом ряду на дороге без отбойников.

Почему? Как же так? Любой чайник со стажем в полгода, и то жогает быстрее!

Все просто: они здраво оценивают свои силы и несут ответственность за дорожную обстановку. Они могут признать, что на бОльшей скорости они НЕ КОНТРОЛИРУЮТ дорогу. А значит — передают ответственность на волю случая. Могут так поступить профессионалы? Нет!

К чему это я? К тому, что чем опытнее тестировщик, тем детальнее документация. Чем опытнее менеджер, тем тщательнее планы. Чем эффективнее сотрудник, тем больше внимания он уделяет оптимизации своих задач. Новичок может себе позволить сказать это заветное слово «авось». Профи — никогда, потому что он несёт ответственность за результат.

Выводы

А вместо выводов — ещё одна, короткая обобщающая история. Я знаю многих тестировщиков, которые в очень короткие сроки стали и РМами, и ТМами, и даже ген.директорами. Но я знаю значительно больше тестировщиков, которые жалуются на какие-то проблемы в компании, в процессах, в документах, в людях вокруг… И почему-то эти проблемы так и остаются нерешёнными :(

  • Alex

    т.е. следует не смотреть на ситуацию вокруг, а просто жать на работе для перехода в ПМы, ТМы и ген.директора? Главное — карьера.

    Походу у ПМов, ТМов и ген.директоров как раз эти проблемы и решаются.

    • http://natalyarukol.ru Natalya Rukol

      Ну, у меня совсем другой вывод :) Но каждому свой!

    • Teklaron

      не жаловаться, а решать. см историю 1

  • Maxim Zakharov

    Приветствую, Наталья.
    Но ведь первая и вторая история совсем не о ответственности, они — о проактивности, разве не так?

    А вот третья — очень даже.
    И очкень интересно — все ж поделитесь банальностью, что в вашем понимании «нести ответственность»?

    • http://natalyarukol.ru Natalya Rukol

      Проактивность = расширение круга ответственности, да :)

    • http://natalyarukol.ru Natalya Rukol

      А ответственность (как Вы очень верно заметили, «для меня», т.к. каждый вкладывает своё понимание) — это готовность ОТВЕЧАТЬ. За свои действия, за обещания, за качество продукта, за находящиеся за границами формальных должностных инструкций задачи…

      • Maxim Zakharov

        Я у своей группы провел опрос, как они понимают ответственность. Половина тоже не в курсе, что нельзя давать определение термину, используя однокоренные слова ;)

  • Ignat Krukovskiy

    Умение пойти на риск (осознанный) — тоже неплохая компетенция. Таких тестировщиков днем с огнем не сыщешь.

    • Iosif Itkin

      Умение брать на себя риск — это топовая компетенция, поскольку она состоит из двух частей: профессионализма и ответственности

      Если нет профессионализма, то это не взятие на себя риска, а обычное непонимание того, что ты делаешь и почему могут быть проблемы
      Если нет ответственности, то это не взятие на себя риска, а перекладывание его на кого-нибудь другого

      Про ответственность. Пример. Принято решение сделать что-то одним способом (тестировать в одном месте), но человек уверен, что надо поступить по другому (тестировать в другом месте).
      Он «берет на себя риск» и делает так, как считает будет правильно. Если все прошло благополучно, то однозначного вывода о том, что произошло сделать нельзя.

      Рассмотрим вариант, когда решение человека оказалось ошибочным и привело к проблемам. В этой ситуации легко установить на кого человек брал риск.

      - а я по прежнему считаю, что надо было тестировать, там где я тестировал
      - разработчики не сказали мне, что они заодно переделали то-то
      - а что вы хотели при таком недостатке ресурсов
      - мне очень стыдно, но я обязательно исправлюсь

      Ну и в добавок. Я работаю по трудовому кодексу, если хотите уволить, увольняйте по всем правилам, с выплатой пяти окладов

  • Pingback: Ответс&#109...

  • Ваня

    хорошая статься, ставлю пятерку)

  • Pingback: FF11 ギル

  • Pingback: Hobby

  • Pingback: ドラゴンネスト RMT

  • Pingback: Obat Diabet

  • Pingback: Elder Scrolls Online Gold

  • Pingback: FF14 育成代行

  • Pingback: Cheap Neverwinter Astral Diamonds

  • Pingback: FFXI 育成代行

Social Widgets powered by AB-WebLog.com.