Я неоднократно слышала следующие слова: «тестирование — это скучно, это рутина, бла-бла-бла». Хотите думать так же и дальше? Не буду мешать, закройте эту страницу и не читайте эту статью.
Для остальных же, и особенно для менеджеров, я постараюсь рассказать: откуда берётся рутина, что с ней делать, как работать в удовольствие и как обеспечить удовольствие всех тестировщиков в команде. Даже один классный момент из доктора Хауса покажу
Что такое рутина и откуда она берётся?
Начнём с основ. Слово «рутина» происходит от французского routine d’usage, от route — «дорога» и латинского rupta via. Получается, рутина — это «проторенная дорога». Есть ли какие-то области деятельности, в которых больше рутины, и в которых меньше? Давайте рассмотрим «творческие» работы: копирайт, изобразительное искусство, реклама. Я беру именно эти три направления, потому что знаю и копирайтеров, и художников, и креаторов. Уверена, если захотите, вы сами найдёте примеры в других областях.
Итак, работа копирайтера — создание уникальных текстов. Раз за разом исследовать очередную область, узнавать что-то новое, используя новые приёмы формулировать всё новые и новые тексты… Интересно? Спросите у копирайтеров со стажем хотя бы в 2-3 года и послушайте ответ.
Или, давайте, поговорим про художников? Сначала рождается идея картины. Хорошо, если это не заказная работа, а творческий порыв. Идея постепенно обрастает деталями, нюансами. А потом нужен результат. Вылизанный, отшлифованный. Слои краски, часы работы над каждым миллиметром, обида когда что-то не получается. Спросите художников, насколько им надоела их работа? 90% скажут «ну… эээ… так больше-то я всё равно ничего не умею».
Отставить паниковать!
После написанного может сложиться впечатление, что любая работа — это всегда рутина. Фигушки! Рутина что-то или нет, зависит только от самого человека и… его руководителя
Давайте-ка я расскажу про конкретные примеры, как можно делать работу интереснее и себе, и своей команде.
1. Любая работа должна иметь смысл.
Проиллюстрирую на примере известной притчи:
Мужчина ехал вдоль дороги, и увидел, как люди роют большуууую яму. Он спросил: «Что вы делаете?». Один ответил: «Я работаю копальщиком, зарабатываю 10 баксов в час». Второй сказал: «Я рою отсюда и воооон до того края». А третий ответил «Я строю великий храм, который простоит века».
Угадайте, кто из них делал работу лучше, качественнее, и кто получал удовольствие от неё? Те, кто ждали 18:00 и получения денег — или те, кто были заинтересованы в результате?
А теперь самое интересное. Я спрашиваю у тестировщиков на курсах «зачем вы тестируете свои продукты», а мне отвечают «Не знаю. Мне говорят какие тесты проходить, я их и прохожу. Мой менеджер вечно слоняется по митингам, что-то важное обсуждает, но я никогда не знаю, что сейчас происходит с нашим проектом. Я даже не знаю кто и как его использует.»
Это был утрированный собирательный образ, но суть, я думаю, понятна.
Вывод #1 для менеджеров: Ваши сотрудники должны знать всё, что сейчас происходит. Зачем что делается. Кому это нужно. Кто клиенты. Как используют. Как отзываются. Даже если вы этого сами не знаете, протрите глаза, вырвите всем мозг и узнайте, чтобы поделиться этой информацией с командой.
Вывод #1 для тестировщиков: Сделайте всё, чтобы узнать, что и для кого вообще делает ваша компания. Всегда будьте в курсе. Если ваш менеджер не способен регулярно предоставлять информацию в таком объёме, чтобы вы чувствовали себя весомым членом команды — меняйте работу, не надо работать с незрелыми менеджерами.
2. В любой работе можно найти challenge.
Challenge — это вызов. Это спор с самим собой «могу ли я?». Вы прекрасно знаете, что вы можете делать то, что вполне успешно делали стопицот раз за последние годы. Нужен челендж — ищите его! Можете ли вы сделать это лучше? Быстрее? Качественнее? Ну или хотя бы веселее? Ставя более дерзкие задачи для своей команды, менеджеры получают лучше результат, а сотрудники — больше удовольствия и вовлечения.
Давайте посмотрим один из моих любимых моментов в сериале про Хауза, он отлично иллюстрирует что такое челендж:
Вывод #2 для менеджеров: Каждый день предоставляйте сотрудникам челендж. Или слабо это сделать?
Вывод #2 для тестировщиков: Каждый день придумывайте, что вы можете сделать лучше. И правда, можете? Или слабо?
3. Знания и результат, курица и яйцо…
Изучать что-то чаще всего скучно… Удивлены тому, что я это говорю? И тем не менее. Я ненавижу что-то новое изучать, потому что знаю что это всё равно забудется, всё равно потеряется само по себе. Зато я обожаю делать что-то новое и по-новому. Без знаний это невозможно… Но знания, тем не менее, вторичны! Я ставлю цель. Измеримую и важную. К примеру, у меня проблемы с планированием. Ошибаюсь очень сильно, сорвали 2 итерации подряд… Я читала pmbok, я читала Стива Макконела, я вообще кучу всего по планированию читала, а толку? Я ставлю цель. Цель проста: в этой итерации мы уложимся день в день… Немного стрёмно, а вдруг облажаюсь? Отставить стрематься! Мне снова нужны эти книги под рукой, на этот раз я их буду читать не из серии «это может быть полезно», а из серии «какие инструменты из них я могу взять для достижения своей цели?».
И я беру инструменты. Экспериментирую. Оцениваю прогресс. Работа резко становится интереснее, потому что есть и челендж, и понимание цели, и развитие. Не теория! Не новый бессмысленный термин! А истинное развитие, которое откладывается единицами опыта, шишками и плюсами в карму. И после уже кажется непонятным: а как могло быть по-другому?? Как я раньше не додумалась сама до этого? Почему при прошлом прочтении я этого не заметила?
Ответ прост:
В теории, между теорией и практикой нет никаких отличий. А вот на практике, это абсолютно разные вещи…
Вывод #3 для менеджеров: Ваши сотрудники должны оценивать своё развитие по результату, а не по знаниям. «Прочитали книгу»? Фу. «Узнали термин»? Буэ. Автоматизировали тесты, которые до этого не могли? Стали находить больше багов? Стали пропускать меньше багов? Понизили процент реджекта? Вот это действительно круто! Помогите им сначала понять, какие изменения результатов нужны, а уже потом помогите определить требуемые для этого знания.
Вывод #3 для тестировщиков: Вы можете поставить себе цели сами, но если согласуете их с менеджером, то результат скорее всего отразится не только на опыте и навыках, но и на карьере
4. Все люди как люди, а ты супер-пупер
Индивидуальность всех радует. Хочется быть исключительными, хочется гордиться своими отличиями. Вас спрашивают «где ты работаешь?». Что хочется ответить? «В одной серой конторе» или «в самом офигенском месте»? Вопрос риторический…
Не создавайте серость. Не делайте всё как все. Тест-план? Майнд-меп на стене. Стенд-ап митинг? На крыше с мороженым. Баг-трекинг? С матерными статусами. Планирование? Яркими фломастерами. Выход на работу в выходные? Только в тапочках…
Хватит нудеть, каждый день можно сделать праздничным и уникальным. У кого нет на это ни желания, ни сил — не жалуйстесь на рутину, вы сами к ней стремитесь. Назовите её комфортом, стабильностью, и сразу покажется что жизнь прекрасна, а менять ничего не нужно.
Хотите динамики? Драйва? Хватит читать чужие блоги, придумайте как вы улучшите свою работу сегодня!
Pingback: Искренность в менеджменте | Мыслетрекер
Pingback: Ода скриптовому тестированию | Мыслетрекер
Pingback: Тестирование в кайф!! | Мыслетрекер