Subject:

Перфекционизм: Грани разумного

Issue ID #022 

Reported at 30.04.2011

Reported byNatalya Rukol

Этот пост написан перфекционистом для перфекционистов.

В психологии, перфекционизм — убеждение, что наилучшего результата можно (и нужно) достичь. В патологической форме — убеждение, что несовершенный результат работы неприемлем. Может быть как «нормальной» характеристикой личности, так и невротическим психическим отклонением.
(c) Wikipedia

Меня часто терзает вопрос: где заканчивается контроль качества, и начинается перфекционизм? Где заканчивается «нормальный» перфекционизм, и начинается «невротический»?

Наверное, вектор перфекционизма можно разбить на следующие отрезки:

1. Раздолбайство. Результат не важен, всё делается для галочки.

2. Обоснованная ответственность. Осознание требований к качеству выполнения задачи и их достижение.

3. Перфекционизм. Необоснованно завышенные требования к качеству выполняемой задачи.

4. «Невротический» перфекционизм. Стремление к идеалу (почти всегда недостижимому).

Конечно, в зависимости от конкретной ситуации, конкретной задачи, мы можем предъявлять различные требования к результатам, но в целом людям свойственно подходить к различным задачам с одинаковым уровнем требовательности.

Перфекционизм — добро или зло?

Перфекционизм: сторона добра или зла?

Иногда может показаться, что перфекционизм — это хорошо. У меня даже есть следующие аргументы в пользу такого утверждения:
- Люди, неизменно выполняющие свои задачи с качеством выше среднего, заслуживают доверие и авторитет.
- Задачи, выполняемые с максимальной отдачей, приносят и максимальное удовольствие!
- В историю входят продукты, созданные с любовью, а не собранные на коленке

упс… на этом, кажется, список заканчивается.

А каковы минусы перфекционизма?
- Вера в «идеал» неизбежно приводит к негативу при принятии компромиссов. Идеального софта быть не может, сроки выпуска поджимают, надо выходить в релиз… Тяжело!
- Понятие идеала субъективно. Вот уже 4 тренинга подряд у меня в анкетах не было ни одной «тройки», меньше 10% «четвёрок», но улучшить результаты дальше не могу. Причём, комментарии к «четвёркам» часто противоречат друг другу! Кто-то хочет больше практики, кто-то меньше… И это — небольшие группы с оперативной обратной связью. А что делать при выпуске продуктов с множеством пользователей? Как сделать продукт, который понравится всем??
- Приоритеты всегда разные. Иногда надо «сделать хорошо», а иногда — «сегодня». И от срока готовности зависит больше, чем от качества результата. Очень часто такая ситуация бывает при выпуске тиражного ПО: нам надо выпустить продукт сегодня, чтобы иметь возможность улучшать его завтра. В этом случае перфекционизм загубит проект!

Итого, в сухом остатке 3:3. Качествееннное выполнение, доверие, удовольствие vs. дискомфорт, недостижимость и неготовность к принятию правильных решений.

«3:3″ похоже на ничью, но один из пунктов в списке перевешивает все остальные вместе взятые. И это пункт #6.

Не всегда «хорошо» на самом деле хорошо! Иногда есть значительно более важные критерии выполнение задачи, нежели субъективное восприятие качества. Задержки в выпуске продукта, пусть даже более стабильного, могут быть фатальны. Избыточная стоимость (спасибо перфекционизму!) может нивелировать качество результата. Критерии успешности не всегда равны критериям качества!
Избыточный перфекционизм слишком часто приводит к необъективной оценке ситуации и принятию необоснованных решений.

Советы бывалого перфекциониста:
1. При выполнении задачи, выпуске продукта, работы над проектом определите критерии успешности. Критерии качества — их составная часть, но далеко не основная!
2. Критерии успешности должны быть сформулированы ДО начала работы.
3. Каждый раз, когда вам хочется что-то «улучшить», щипайте себя за нос :) И спрашивайте: «Это правда наиболее важное действие сейчас
4. Обзаведитесь не-перфекционистом поблизости :) Он(-a) сэкономит вам массу нервов!
5. Введите слово «приоритет» в свой активный словарный запас и искренне хвалите себя за каждое использование этого слова совместно со словом «низкий».

И да, я знаю, что эта статья не идеальна :( Но очень надеюсь, что она всё равно принесёт кому-то пользу.

Вы хотите купить (подержанный|б у) или новый автомобиль? Не хотите тратить впустую много времени, блуждая по сотням авто рынкам. Тогда Наш сервис для Вас! Интернет авторынок предлагает Вам купить (подержанный|б у|) автомобиль практически любых марок и моделей, во всех крупных городах. Наши автомобили ждут своих новых владельцев, решивших купить машину быстро, и в кратчайшие сроки. Если Вы решили купить автомобиль, но новый авто вашей мечты вам дорого, автобазар предлагает подержанные авто по вполне демократичным ценам. Предлагаем б у авто (подержанные автомобили), что не означает значит, что у нас Вы сможете приобрести плохой автомобиль. Б у автомобили всегда имеет более низкую стоимость. Авто базар — поисковик подержанных fdnj. Желаете купить(продать) (подержанный|б у|) fdnj ? Теперь Вам не нужно обходить каждый авто-базар в интернете, не нужно ехать на автобазар. Просто посещайте наш авто базар. Теперь продажа б у fdnj стала быстрее — добавляйте понравившиеся авто в Портфель . Обратите внимание на возможность искать одновременно несколько марок автомобиля, выбирать несколько регионов, в которых может продаваться автомолбиль. Решили купить(продать) (подержанный|б у) , новый fdnj? Желаете чтобы Ваше объявление было на нашем автобазаре ? Ускорьте продажу автомобиля, сделав его VIP прислав SMS.
  • Tester

    Стандартный_тест_стандартного_тестировщика_на_обработку_слишком_длинного_заголовка_без_пробелов_а_вдруг_кто_то_такой_напишет???
    Дорогой_хабрахабр_прости_но_какой_тестировщик_не_проверит_эту_штуку_в_блоге_по_тестированию?

    Для придания посту минимальной информационной ценности, добавлю:
    тестирование «неправильного» поведения пользователя называется негативным тестированием.

  • Natalya Rukol

    ха-ха, засчитано! :)

  • Сергей Вербенко

    Как-то обсуждая мою работу с директором он обозвал меня перфекционистом и сказал, что для менеджера это большое зло.
    Надо будет подойти к нему с линейкой (вектором с отрезками) пусть покажет на ней мой уровень. :)
    По статье. Наташа, спасибо за советы (зацитирую первый пункт) и вопрос: что делать, если окружают тебя перфекционисты, да и нос уже опух от щипков?

  • Сергей Атрощенков

    По поводу перфекционизма, очень неплохо написал Фриц Моисеевич Морген (http://fritzmorgen.livejournal.com/17099.html).

    Немножко отрезвляет, не так ли?
    По крайней мере я, после прочтения этого топика, серьезно свой таск-лист перешерстил. :)

  • Pingback: Перфекционизм – это что-то. | BarbaricQA.com

  • Natalya Rukol

    Ух ты, Серёж, спасибо. Ссылка правда зачотная, мне понравилась :)

  • Stanislav Tsaplev

    О связи перфекционизма и прокрастинации хорошо написал Джон Перри. Вот мой перевод его статьи (внутри есть ссылка на оригинал). http://freelearner-ru.blogspot.com/2010/03/structured-procrastination.html

  • garryname

    Мне кажется, что Автор зря волнуется, слишком много на себя берёт, как QA-менеджер. Если вы не работаете в «колхозе», (есть аналитики и разработчики, гениально формализующие постановку задачи, угадывая все тайные желания Заказчика, и качественно её воплощающие), на вашу долю выпадает честь стать первым user(ом), удивляться креативным решениям, проверить соответствие требованиям, найти ошибки, скромно высказать субъективные пожелания.
    Извините за грубость, — «Как сделать продукт, который понравится всем??», — это не ваше собач… дело.

    • Аноним

      Не надо рассказывать про универсальную роль отдела тестирования, в каждой компании она своя. Во-первых, я работала по схеме QC, которая подразумевает, что готовность продукта определяют именно тестеры, причём ориентируясь не просто на реализацию требований. А во-вторых… ПЕРФЕКЦИОНИЗМ!! :)

      • garryname

        …наилучшего результата можно (и нужно) достичь…я этого не отрицаю, и это будет максимальный уровень качества продукта, на который способна ваша QA-группа. Аналогичный продукт может создавать и другая компания, у которой потенциал возможностей и профессиональный уровень персонала намного выше, качество их продукта будет выше. Но, чей продукт лучше удовлетворяет пользователя определит рынок, (соотношение цена-качество…), а не перфекционизм вместе взятой вашей QA-группы. Поэтому расслабьтесь и без фанатизма делайте свою работу и не пудрите …измами мозги тестерам (а готовность продукта скорректирует ваш директор).

        • Аноним

          Меня слегка смущает Ваша уверенность в высказываниях, а Вы не могли бы представиться, чтоб хотя бы иметь представление об уровне квалификации? Ну там ссылку на профиль, ещё что-нибудь в этом духе?

          Что касается написанного — то ли я что-то не понимаю, то ли Вы статью не прочитали :) В ней написано о ВРЕДЕ перфекционизма…

          • garryname

            Извините, я вас не понял — слишком тонкие смысловые грани.
            Спасибо за Ваш мыслеtracker, было интересно.
            Представляться мне не имеет смысла, я никто по сравнению с Вами.

  • Lev-yuzhakov

    «Не бойся совершенства, ты никогда его не достигнешь» Сальвадор Дали. Ещё один совет всемирного перфекциониста.

  • Pingback: レッドストーン RMT

Social Widgets powered by AB-WebLog.com.