Subject:

Уровни ответственности и стресс менеджера

Issue ID #119 

Reported at 16.01.2014

Reported byNatalya Rukol

Зимние каникулы — отличное время для саморазвития. Ну, и для отдыха немножко :)

В числе прочего, посмотрела видео Станислава Протасова о карьере в софтверных компаниях (чего и вам советую, т.к. говорит не теоретик, а опытный практик):

Карьера в софтверной компании (Станислав Протасов, Senior VP, Parallels) from stratoplan on Vimeo.

Призадумалась. Действительно, менеджмент — это стресс, и ответственность «за того парня».

На следующий день после просмотра на отпуске ко мне подошла русская пара и удивилась, зачем мне в отпуске нотубук, ведь в отпуске надо отдыхать. Распросив их про их работу (приёмщик в автомобильном сервисе и специалист службы техподдержки на телефоне) я для себя определила 4 уровня рабочей ответственности, которые, видимо, являются следствием заменимости и источником рабочего стресса (заменимость -> ответственность -> стресс):

Уровень 1: Я абсолютно заменим(а)
Я работаю кассиром, рабочим на заводе, или тестировщиком в очень большой команде. Если меня на работе нет — никто не заметит, потому что мою работу могут выполнить другие люди. В этом случае я могу бесстрашно уходить в отпуска, крепко спать по ночам, и ничего страшного не произойдёт.

Уровень 2: Я не очень заменим(а)
Я выполняю какую-то определённую функцию на проекте, к примеру, отвечаю в тестировании/разработке за какой-то конкретный функционал, или общаюсь с определённым клиентом, или я вообще единственный тестировщик в компании. Когда я ухожу в отпуск, мои задачи могут полностью или частично выполнять другие люди, но они не справятся с ними так же хорошо, как я (по крайней мере сразу). Я боюсь, что они что-то не учтут, т.к. очень большой объём информации доступен только мне.

Уровень 3: Я абсолютно не заменим(а)
Того, что делаю я, больше в команде никто делать не умеет. И если это частая и важная задача, то отпуска мне не светят.

Уровень 4: Я-то может и заменим(а), но я руковожу командой
А это значит, что каждый участник моей команды, заменимый и не очень, может столкнуться с какой-то проблемой, которую обычно решаю я. А это значит, что на мне суммируются ответственности всех моих сотрудников. Я не на всё могу повлиять, даже когда я рядом в офисе — что уж говорить про отсутствие! И хорошо, если мы говорим про самостоятельную и ответственную команду, где главная задача менеджера — носить куриный супчик больным сотрудникам. А если это не так?

Чем на более высоком уровне ответственности мы находимся, тем больше стресс. И тут есть 2 нюанса:

1) Некоторые сотрудники нарочно повышают свою незаменимость. Не делятся информацией с командой, не дают подчинённым принимать важные решения. Это тешит эго — но это разрушает команды.
2) Чем выше уровень незаменимости и ответственности, тем, конечно, интереснее. И тем сложнее! Именно поэтому первый пункт показаний у ново-пассита (успокоительного средства) — «синдром менеджера».

И как найти правильный баланс — не всегда понятно :)

  • Рина Ужевко

    Еще непонятно например если ты 1 специалист, и твою незаменимость так или иначе повышают окружающие. Хотя ты можешь послать нафиг, да)

  • Pingback: Уровни &#10...

Social Widgets powered by AB-WebLog.com.